МАОУ "СОШ № 31"
г. Сыктывкар, Республика Коми
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.


    Банк заданий

    Ссылки на ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.

    https://fg.resh.edu.ru/ 

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


    Документы

    Приказ Министерства Просвещения РФ и Рособрнадзора от 06.05.2019 №590-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 28.09.2023 г. № 03-1553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся».

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 №ТВ-9404 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке ФГ;

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;


    Мероприятия

    Информация о выполнении плана мероприятий, по повышению функциональной грамоты обучающихся МОАУ «СОШ № 31» в 2023-2024 учебном году.

    1) Утверждены ООП НОО, ООО и СОО в соответствии с ФГОС

    2) Разработан и утвержден план по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОАУ «СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год.

    3) Организована разъяснительная работа с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности:

    - родительские собрания «Формируем функциональную грамотность обучающихся – учимся для жизни»;

    - информирование через социальные сети «Сферум», «ВКонтакте», «Telegram», школьный сайт;

    4) Сформирована база данных обучающихся 8–9 классов МОАУ «СОШ № 31» 2023-2024 учебного года, участвующих в формировании функциональной грамотности по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).

    5) Сформирована база данных учителей МОАУ «СОШ № 31», участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8–9 классов по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).

    6) Разработан и ведется раздел «Формирование функциональной грамотности обучающихся» на официальном сайте МОАУ «СОШ № 31».

    7) Педагоги МОАУ «СОШ № 31», участвующие в формировании функциональной грамотности, зарегистрировались на платформе «Российская электронная школа».

    8) Организована работа по внедрению и использованию в учебном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности по шести направлениям, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (по адресу: https://fg.resh.edu.ru/).

    11)  Участие в самодиагностике управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности.

    12) Для поддержки учителей МОАУ « СОШ№31»  по вопросам
    формирования и оценки функциональной грамотности запланировано участиев онлайн-семинарах  в течение 2023/24 учебного года на портале «Единое содержание общегообразования» (https://edsoo.ru/).

    13) В проекте Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» в 2022-2023 учебном году приняли участие 100% обучающихся 8-9 классов.

    14) В проекте Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» в 2023-2024 учебном году планируется участие 100% обучающихся 8-9 классов.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie