Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
Ссылки на ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Документы
Мероприятия
Информация о выполнении плана мероприятий, по повышению функциональной грамоты обучающихся МОАУ «СОШ № 31» в 2023-2024 учебном году.
1) Утверждены ООП НОО, ООО и СОО в соответствии с ФГОС
2) Разработан и утвержден план по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОАУ «СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год.
3) Организована разъяснительная работа с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности:
- родительские собрания «Формируем функциональную грамотность обучающихся – учимся для жизни»;
- информирование через социальные сети «Сферум», «ВКонтакте», «Telegram», школьный сайт;
4) Сформирована база данных обучающихся 8–9 классов МОАУ «СОШ № 31» 2023-2024 учебного года, участвующих в формировании функциональной грамотности по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).
5) Сформирована база данных учителей МОАУ «СОШ № 31», участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8–9 классов по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).
6) Разработан и ведется раздел «Формирование функциональной грамотности обучающихся» на официальном сайте МОАУ «СОШ № 31».
7) Педагоги МОАУ «СОШ № 31», участвующие в формировании функциональной грамотности, зарегистрировались на платформе «Российская электронная школа».
8) Организована работа по внедрению и использованию в учебном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности по шести направлениям, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (по адресу: https://fg.resh.edu.ru/).
11) Участие в самодиагностике управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности.
12) Для поддержки учителей МОАУ « СОШ№31» по вопросам
формирования и оценки функциональной грамотности запланировано участиев онлайн-семинарах в течение 2023/24 учебного года на портале «Единое содержание общегообразования» (https://edsoo.ru/).
13) В проекте Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» в 2022-2023 учебном году приняли участие 100% обучающихся 8-9 классов.
14) В проекте Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» в 2023-2024 учебном году планируется участие 100% обучающихся 8-9 классов.